Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник - необычные живописцы, все свои картины они пишут вместе. Вместе определяют тему будущего полотна, вместе собирают материал, вместе работают. Талант каждого из художников имеет свои оригинальные оттенки, которые, соединяясь в едином произведении, приобретают совершенно особое звучание. Молодые мастера обладают разным видением колорита, не схожи и их художественные манеры письма. Но в творчестве, равно как и в жизни супруги дополняют друг друга, составляя единое целое. Искусство Константина и Наталии поражает своей полифонией тем и сюжетов. Их полотна всегда разнообразны в своих переживаниях и эмоциях, порой лиричны, а порой исполнены драматизма. Но они неизменно находит отклик в душе каждого человека. И здесь не имеет значения, смотрим ли мы на, созданные поэтической кистью мастеров, удивительные портреты, пейзажи, натюрморты, или на написанные с тонкой проникновенностью полотна, посвященные Великой Отечественной войне. Везде звучит их удивительный дар, стремление к созерцательности и вдумчивым размышлениям.
«Ну все, значит суждено быть тебе художницей» - эти пророческие слова произнес Владимир Александрович Кургузов, увидев, что его четырехлетняя дочка Наташа, играя в парикмахерскую, подстригла, новые беличьи кисти своей старшей сестры. Наталия Кургузова-Мирошник родилась 10 февраля 1973 года в Калуге. Так с четырех лет Наташа начала посещать ИЗО-студию, а в семь лет стала ученицей детской художественной школы в своем родном городе. Здесь не обошлось без казусов: как-то на уроках искусствоведения, преподаватель обратила внимание на то, что Наташа, вместо того, чтобы делать записи в тетради по предмету, просто калякает. Девочку вызвали в коридор, стали ругать и стыдить, а потом, к всеобщему удивлению, выяснилось, что семилетняя Наташа – первоклассница, просто еще не умеет писать, в отличие от других учениц своего класса, которым было по 11-12 лет. Высокий уровень подготовки и удивительный талант маленькой художницы, заставил членов приемной комиссии художественной школы взять девочку на обучение, невзирая на то, что ей еще было очень мало лет. Родители также уделяли внимание воспитанию в Наталии будущего яркого художника – были и прогулки по живописным местам родного города, и посещение художественных и краеведческих музеев, и осмотр достопримечательностей, исторически значимых мест. Следующим этапом в творческом развитии Наталии становится учеба в Московской средней художественной школе при институте им. В.И. Сурикова. В то время из Москвы в Калугу прибыла комиссия, отбиравшая юных художников, которым предлагалось отправиться в московскую школу-интернат, при Суриковском институте, где наиболее талантливые дети из разных уголков Советского Союза имели возможность жить и постигать мастерство живописи. Родители Наталии - Евгения Ивановна и Владимир Александрович, понимали, что учеба в столице может стать мощным толчком для творческого роста их дочери, и потому приняли тяжелое, но верное и смелое решение – отправить девочку в Москву. Наташу пришлось уговаривать, она долго не соглашалась уезжать из родительского дома, и поддалась на увещевания лишь тогда, когда мама пообещала подарить ей розовое платье и розовые сапожки. Учеба в московской художественной школе в момент изменила повседневную действительностьдевочки, о беззаботной детской жизни можно было забыть. Занятия проходили каждый день. Процесс овладения мастерством рисунка, живописи, композиции требовал беспрестанной напряженной работы. Ученики должны были постоянно трудиться, совершенствовать себя в живописи, чтобы добиться ощутимых результатов.
Закончив с отличием МСХШ, Наталия успешно выдерживает экзамены и поступает в Суриковский институт, но вдруг, к всеобщему удивлению, забирает документы, поскольку теперь она точно знает, что хочет учиться у Ильи Глазунова. Идея создания Академии принадлежит художнику и общественному деятелю Илье Сергеевичу Глазунову. В 1986 году, когда в стране только началась перестройка, было принято решение открыть новое художественное высшее учебное заведение в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы – Императорской Академии Художеств в Петербурге и Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Был поставлен вопрос о возвращении художникам России здания МУЖВиЗ по Мясницкой, 21 и размещении в нем создаваемой Академии. Илья Глазунов, предвидя развитие событий в связи с перестройкой и понимая необходимость создания российских учреждений а области высшего художественного образования, предложил руководству страны решить эти вопросы. Нельзя сказать, что решение было принято сразу. Однако умение убедить в правоте своих доводов и авторитет художника, сыграли свою роль. Академия была создана и первым ректором ее был назначен в 1987 году Илья Сергеевич Глазунов. Первый набор студентов в новую Академию был осуществлен в 1989 году. Первоначально занятия студентов проводились в полуразрушенных помещениях в доме на Мясницкой или в различных арендуемых Академией зданиях. Основу преподавателей живописного факультета составили ученики портретной мастерской, которой руководил И.С. Глазунов в институте имени В.И. Сурикова. Надо отдать должное правительству города Москвы и лично мэру города Ю.М. Лужкову, который помог Академии в трудную пору ее существования, выделив в аренду необходимые учебные помещения. Благодаря этой помощи Академия смогла продолжать учебный процесс и проводить ежегодные наборы студентов. При поступлении в Академию, молодой художнице Наталии Кургузовой предстояло столкнуться с неожиданными трудностями – на тот момент, Илья Сергеевич принципиально не принимал в свою Академию девушек, полагая, что женщине трудно достичь успехов в живописи, поскольку ее главное предназначение – быть хранительницей семейного очага. И все-таки необычайно талантливым художницам-абитуриенткам Наталье Кургузовой, Вере Глазуновой, Сайде Афониной удалось своими талантливыми работами убедить ректора Академии взять их на обучение, поверить в их творческий потенциал и пересмотреть свое мнение. Став первыми ученицами Глазунова, художницы дали возможность другим талантливым начинающим мастерам раскрыть себя, и теперь девушки занимают ощутимый процент от общего числа студентов Академии Ильи Глазунова. Учеба в Академии была очень напряженной. Каждый день для студентов начинался в шесть часов утра, даже выходные дни не освобождали их от работы. Просыпались, одевались и шли на этюды. Бывало, на улице мороз такой, что краска застывает, а художники продолжают трудиться… От каждого студента требовалось ежедневно нарисовать на менее семидесяти карандашных набросков. А где найти столько разных лиц, где уловить такое разнообразие ракурсов? Конечно в метро. Поэтому художники, вооружившись карандашом и бумагой, садились утром в подземную электричку и начинали работать. Семьдесят набросков готово – можно идти завтракать. Если же по какой-либо причине не смог сделать это задание, значит, завтра придется выполнять уже сто сорок набросков. Затем к девяти утра студенты спешили в Академию. В два часа занятия заканчивались, ребята возвращались в общежитие, обедали и вновь садились за работу - писать гризайль и так каждый день. Илья Глазунов уделял много внимания своим питомцам, всерьез занимался их воспитанием, знал почти всех студентов в лицо и по именам. Ректор мог приехать в общежитие в любое время суток, даже в двенадцать часов ночи, такие внезапные визиты учителя были очень показательными и давали возможность узнать, кто лоботрясничает, кто устраивает веселые вечеринки, а кто стремится постоянно работать над собой, совершенствовать свое мастерство. Так вот, Наташу можно было видеть только у мольберта, что всегда приятно удивляло и радовало ректора. Такой напряженный, непрерывный творческий труд довольно быстро приносил свои плоды, за короткое время молодые мастера начинали делать колоссальные успехи в живописи! Илья Сергеевич, чтобы лучше познакомиться со своими студентами, часто приглашал их к себе домой. Все усаживались за большой стол, беседовали, пили чай. Чтобы услышать каждого из ребят, узнать, о чем они думают, что их волнует, Глазунов предлагал всем написать об этом и затем зачитать. Обычно Илья Сергеевич предлагал для обсуждения конкретные темы, но мог дать и задание посложнее. Однажды ректор попросил художников представить, что через несколько минут их не станет, от них останется только лист бумаги, на котором они рассказывают о себе, о своем искусстве, чем жили, о чем думали. Затем все вслух читали эти письма, кто-то смеялся, кто-то плакал… С необычайной теплотой и ностальгией вспоминает Наталья первый и второй курсы Академии, когда все студенты вместе с ректором выезжали на творческую практику в Петербург. Было тяжело: быстро заканчивались деньги, выдаваемые Академией на проживание, изнашивалась обувь от постоянных передвижений по городу в поисках наиболее живописных уголков для написания этюдов. Но все равно ребята были счастливы, оттого, что имели возможность каждое утро ходить в Эрмитаж, в Русский Музей, помногу раз посещать пригородные дворцы Петербурга, рисовать Летний сад и в дождливую и в солнечную погоду. Именно в это удивительное время Наталия знакомится со своим будущим мужем Константином Мирошником. По окончании практик обязательно устраивался ректорский просмотр картин. Во время одного из таких просмотров, лучшей работой была признана копия Ван Дейка «Портрет Томаса Чалонера» (1992), выполненная первокурсницей Натальей Кургузовой. Копия была написана настолько профессионально, что заслужила восхищение комиссии, а ректор Илья Глазунов повесил картину у себя в кабинете, что было лучшей похвалой для молодой художницы. Этот Наташин успех был также поощрен денежной премией, что в то время явилось большим подспорьем в ее студенческой жизни. На четвертом курсе Академии Наталия создает масштабную по замыслу и степени сложности исполнения работу – «Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны» (1997). К этой, невероятно волновавшей ее, теме художница обращалась еще будучи ученицей художественной школы.
Для Наталии «Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны» явился первой серьезной творческой работой, художник уже на самых ранних этапах своего творчества определила для себя ту принципиально высокую планку, придерживаться которой ей с успехом удается и по сей день. Серьезной оценкой труда и дарования художницы стало участие в 1994 году на выставке работ И.С. Глазунова и его учеников в Манеже. Выставка состоялась по инициативе Правительства Москвы. Мероприятие имело огромный успех и показало, что заложенные в основу работы Академии принципы опоры на классическую школу русского и западноевропейского реалистического искусства, создание крупномасштабных исторических полотен находят широкий отклик у большинства зрителей и являются весомым вкладом в возрождение духовных сил нашего народа.
В этом же 1994 году Наталия становится членом Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО. А в 1998 году художник получает медаль к 850-летию Москвы за вклад в искусство. В 1997 году Наталия с успехом заканчивает обучение в Академии. Нужно отметить, что немногим даже очень талантливым студентам это удавалось. Учеба предполагала постоянную, невероятно напряженную работу над собой, Академия была своего рода школа жизни, в которой выживает только тот, кто готов отдавать себя профессии полностью. Своей дипломной работой Наталия выбрала невероятно волновавшую ее тему - «Патриарх Тихон в 1917 году в Москве у памятника Александру II рядом с Храмом Христа Спасителя».
Наталья помещает на картине фрагмент Храма Христа Спасителя, который является символом духовной опоры патриарха. Контрастность в колорите картины подчеркивает огромное напряжение душевных сил патриарха Тихона в поворотный, тяжелый для России момент истории. По окончании Академии, Наталия и Константин были вынуждены, как и все остальные студенты, покинуть общежитие. Ни квартиры, ни родственников в Москве у них не было, жить было негде… Константин устроился на работу в детский сад – сторожем. Руководство учреждения выделило художникам маленькую комнатушку в здании детского сада, которая одновременно была и их домом и мастерской. В 1997 году, сразу после защиты дипломной работы, Наталия начала преподавать на кафедре Архитектуры. Художница страстно мечтала продолжить совершенствовать свое мастерство. Но Наташе и Косте пришлось столкнуться с рядом трудностей - обучение в аспирантуре стоило очень дорого, на тот момент не было возможности найти такие средства. Художникам помог случай, благодаря которому Наталии удалось устроиться в аспирантуру. Батюшка, венчавший Наталию и Константина, и знавший об их мытарствах, передал молодым супругам записанный на листке бумаги телефон. Художники позвонило по указанному в записке номеру. Им поступило предложение написать портрет. В результате этой совместной и плодотворной работы был создан один из самых красивых, творческих и душевных портретов – «Русская красавица» (2000). Художники очень трепетно относятся к этой картине, любят брать ее на выставки, поскольку «Русская красавица» является достойным украшением любой экспозиции. В портрете мы можем наблюдать изобретательность при решении композиционного построения. Здесь мы видим столь любимое художниками взаимопроникновение жанров. Наличие пейзажа значительно обогащает психологическую характеристику модели. На картине изображена почти фольклорная, до боли узнаваемая русская зима, воспетая поэтами. Внимание привлекает броская нарядность богатой по колористке павлово-поссадкой шали. Художники виртуозно передают фактурное разнообразие материалов – пушистость меха, гладкость мрамора, прозрачную хрупкость белых роз, которые молодая женщина держит в руках. Помимо мастерства композиционного построения, для портрета характерна также выразительность жеста – изящное, тонкое, благородное движение руки, через которое напрямую передается внутреннее состояние героини. Это произведение, как и многие другие картины, было написано Наталией и Константином вместе. Говорят, что диплом является первой творческой и последней студенческой работой. Творческие картины писать очень сложно. Это серьезный труд, который требует ощутимых интеллектуальных и временных затрат. Большинство художников после окончания института волнуют насущные трудности, они сталкиваются с проблемой отсутствия жилья и денег, с конкуренцией, теперь главное для них – выжить. Нет, как во времена студенчества, возможностей для длительной работы над какой-либо одной картиной. Поэтому для некоторых художников дипломная работа становится апогеем их творческого развития. Трудно написать первую творческую картину, но еще сложнее создать второе произведение, чтобы оно было лучше, чем первое, поскольку задана уже определенная высокая планка, ниже которой нельзя опускаться. А потом, каждой новой серьезной работой мастер должен демонстрировать развитие своего искусства. Для Наталии Кургузовой следующим значительным произведением становится конный парадный портрет «Князь Владимир Мономах» (2000), созданный в соавторстве с мужем Константином Мирошником. В написании картины своими профессиональными советами Наталии также помогала руководитель и любимый преподаватель художницы Лейла Самиуловна Хасьянова. Эта удивительная женщина и талантливый художник, уже много лет работает деканом факультета живописи в Академии и успела вырастить, воспитать не один десяток молодых мастеров. Наталия Кургузова-Мирошник и Константин Мирошник вспоминают, что Лейла Самиуловна всегда помогала своим питомцам, для каждого находила доброе слово, поддерживала в трудную минуту. Картина «Князь Владимир Мономах» написана на огромном холсте высотой 3,5 метра без рамы, выполнить работу на такой масштабной плоскости тяжело даже чисто механически, особенно для хрупкой девушки. Многие из коллег не ожидали от Наталии такой серьезной картины. Героем исторического портрета-картины Наталии Кургузовой становится Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах, который прославился и бранными подвигами за отечество (сумел прекратить княжеские междоусобицы и объединить 3/4 древнерусского государства), и своим добрым нравом. Это подтверждает его завещание детям, отразившее лучшие черты русского Князя: «Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей… Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может нам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья, не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого». Владимир Мономах в нашей истории человек-эпоха, человек-символ величия Древней Руси, её державной мощи. Потому и венчались наши Государи на царство его шапкой - Шапкой Мономаха. Царём Владимир Мономах никогда не был, а Великим Князем Киевским стал только в 60 лет. Но главой русского семейства стал он гораздо раньше и по своим деяниям и по своему нравственному авторитету. Как показывает история, без «иностранных инвестиций» экономика Руси быстро пошла в гору. Богатели крестьяне, развивалась национальная внутренняя и внешняя торговля, так как в уставе Мономаха давались льготы русским купцам, потерявшим товары при кораблекрушении, на войне или при пожаре. Успешно развивались торговые и дипломатические отношения с Византией и Западной Европой. На княжеском дворе Владимир Мономах сам вершил суд, где каждый из его подданных мог найти у князя справедливое решение своего дела. Время правления Русской Землёй Владимиром Мономахом было одним из самых благополучных в истории Древней Руси. Князь крепко держал государство в своих руках, русские богатыри охраняли его границы. Верными помощниками отцу были сыновья. До семидесяти лет Мономах сам возглавлял русские войска, водил их в походы. До последнего дня все свои могучие духовные силы он отдавал объединению Руси, держанию мира внутри государства и защите его от внешних врагов. По преданию, из Царьграда дед Владимира по матери, Византийский император Константин Мономах, прислал ему царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья). Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV веке, хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля На своем полотне Наталия Кургузова запечатлела конкретный исторический момент, когда, весной 1113 года, ответив согласием на призыв горожан Киева после смерти князя Святополка Изяславича, Владимир Мономах подъезжает к золотым воротам Киева. Художница долго не могла найти человека, с которого можно было бы написать портрет Владимира Мономаха. Но, увидев по телевизору интервью с Борисом Хмельницким, в момент поняла, что это тот самый княжеский образ, который она так долго искала. В тот же день Наталия договорилась с известным артистом о первом сеансе позирования. Наталия посвятила много месяцев изучению темы будущей картины. Советовалась с известным костюмером с мосфильма Лидией Нови, работала в историческом музее, где хранители для нее открывали сундуки со старинными тканями, буквально рассыпающимися в руках. Все это было необходимо для того, чтобы с исторической точностью воссоздать образ князя, расцветку и орнамент древних тканей. Собирая информацию о том, какая лошадь могла быть у Мономаха, Наталия даже ездила в Тимирязевскую Академию. Выяснилось, что это был беспородный, приземистый, но очень выносливый конь – княжеское обмундирование было слишком тяжелым, и только животное с такими физическими характеристиками могло выносить длительные переезды. В картине художник блестяще справляется с композиционным замыслом распределения и уравновешивания массы объемов в пространстве. Главный акцент – на фигуре всадника, взгляд которого немного обращен к зрителю. Мощь и сила князя-воина чувствуется благодаря ракурсу изображения. Движение слегка замедляется, но лишь на мгновение, и ход истории продолжается. Опора князя – воины с хоругвью – русское войско, сопровождавшее Владимира Мономаха в походах на Византию, на половцев. Исторический момент этот еще важен и потому, что Владимир Мономах идет на княжение в Киев – «мать городов русских». Цветовые акценты рождают ощущение приподнятости, особой значимости происходящего. Достоверность исторической обстановки: одежда, вооружение, хоругвь, архитектурные детали, элементы городских укреплений свидетельствуют о большой предварительной работе перед написанием полотна. Желание показать важность исторического момента, создать убедительный образ князя, обращение к данному периоду русской истории говорят о стремлении Наталии осмыслить события дней сегодняшних, когда идеи посвященного правителя, объединения, защиты Отечества, осмысление непреходящих ценностей русской культуры требуют скорейшего воплощения. После успешного завершения аспирантуры, молодые художники Наталия и Константин начинают активно участвовать в выставках. В какой бы город не приезжали художники, картина «Князь Владимир Мономах» оставляла у зрителей яркие впечатления и являлась жемчужиной любой экспозиции. Когда картина вновь оказалась в Москве, художникам пришлось столкнуться с проблемой размещения этого гигантского по размерам полотна. Свою помощь предложил Игорь Терноградский, известный галерист, коллекционер и любитель искусства. И полотно на некоторое время было размещено в галерее «Мир искусства» на Остоженке. Позже, при содействии Александра Поченка, картина «Князь Владимир Мономах» была преподнесена на пятидесятилетие президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, и обрела свое место в Кремле. Это событие явилось серьезным признанием таланта художников. «Я ИГРАЮ, СЛЕЗ НЕ ЗНАЮ…». КОНСТАНТИН «Я не думал никогда, что стану художником. Мне и сейчас кажется, что этот выбор сделала за меня судьба, я не стремился к этому с детства, так получилось, так Бог распорядился» - такой ответ дает художник Константин Мирошник, когда ему задают вопрос о том, как он пришел в профессию. Но, мы позволим себе не поверить мастеру, поскольку вся его жизнь всегда была насквозь пронизана творчеством. Помимо профессионального занятия живописью, Константин пишет песни, записывает музыкальные альбомы, с детства играет на гитаре. И все это у него получается легко и весело, как в известной песне: Дум высоких, одиноких Непонятны мне слова Я играю, слез не знаю, Мне все в жизни – трын-трава. Костя родился в Симферополе 14 июня 1971 года в семье военных. Отец художника Вячеслав Владимирович служил капитаном железнодорожных войск. Семье приходилось часто переезжать с места на место. Новые впечатления, безусловно, пробуждали интерес к окружающему миру, что впоследствии переросло в желание выражать в творчестве свои мысли и настроение. Детство было наполнено постоянно меняющимися яркими красками и ощущениями, когда в обыденном и привычном вдруг виделось то, что удивляло: ливень прошел и старый намокший забор поменял цвет, а через минуту ослепительно, словно жемчуг, заблестели на листьях капли дождя. Впечатлительному и юному Косте невозможно было не взять в руки карандаш и кисть, хотя тогда еще никто не догадывался, что его ждет судьба художника. На тот момент в поле интереса мальчика были футбол и гитара. Родители возили Костю по всей стране: Сибирь, Забайкалье, Урал, Крым, Волга, но нигде семья не задерживалась более чем на два года. К 16 годам мальчик успел сменить восемь школ. Учебу Константин закончил в городе Горьком, в школе расположенной недалеко от воинской части, где служил в то время отец. Посоветовавшись с родителями, Костя решил поступать в педагогическое училище. Отец и мать одобрили выбор сына, считая, что учитель это нужная и интересная профессия. В это время Вячеслав Владимирович, Костин папа, увольнялся из армии, и в планы семьи входило возвращение на родину в Симферополь. Мама – Наталья Петровна - посоветовала будущему художнику поступать в педагогическое училище, расположенное в старинном и удивительно красивом городке Юрьеве-Польском, недалеко от Владимира, на специальность преподавателя черчения, рисования и физкультуры. К этому времени экзамены уже закончились, но в связи с тем, что многих абитуриентов отсеяли и был недобор, Наталье Петровне удалось договориться о дополнительных экзаменах для сына. Константин вспоминает, что тогда ему задали вопрос, умеет ли он рисовать, мальчик пожал плечами и ответил: «Не знаю, не пробовал». Экзамены были успешно выдержаны и Костю зачислили в училище. Художник с благодарностью вспоминает своих учителей, замечательных и самобытных мастеров, умеющих полностью отдавать себя творчеству и преподавательской деятельности: Наталью Модестовну Ермилову, Михаила Владимировича Коробченко, Юрия Александровича Борисова. Константину приходилось постигать искусство живописи с нуля – не было ни подготовки, ни практики. Вместе со своими однокурсниками он снял в Юрьеве-Польском квартиру, возвращаясь в которую после учебы, ребята тренировались писать портреты, служа моделями друг для друга. Учителя были в меру строги по отношению к своим питомцам, они не думали о том, что кто-то из них станет известным художником, поскольку готовили наставников для школы. Через четыре года Константин с отличием закончил училище. Сейчас художник, вспоминая студенческие годы, любит шутить, что за четыре года обучения в училище он открыл в себе талант, что умеет рисовать быстро, и дальше добавляет: «лучше быстро и плохо, чем медленно и плохо». Костя намекает на то, что училище – это самый первый его шаг в искусстве. После защиты дипломной работы, Константин Мирошник, как лучший выпускник, был отправлен с рекомендациями на поступление во Владимирский педагогический институт. Вместе с ним пробовать свои силы в качестве абитуриента поехал однокурсник - Сергей Шкарёв, которому ребята дали прозвище «Дед» - юноша был самым взрослым в их группе. На вступительном экзамене по живописи было дано задание написать акварелью натюрморт. Сергей и Костя были единственными из абитуриентов, кому комиссия выставила самые высшие балы – пятерки. Леонов и Изотов, талантливые владимирские художники, ведущие преподаватели института, уже видели в мальчиках своих будущих студентов. Но Костя не смог выдержать экзамен по литературе, за сочинение он получает двойку. Перед экзаменом, Константин попросил искусствоведов из института помочь ему с материалом для подготовки к сочинению, чтобы он «непременно получил пятерку или, в крайнем случае, четверку». Искусствоведы проявили участие и дали художнику сочинение, написанное на двух страницах неразборчивым почерком. Костя заучил этот текст, и на экзамене без труда воссоздал его по памяти. Но, как признается художник, в то время он еще не слышал о писателе Владимире Набокове, а в переданных ему листах буквы были написаны неясно. Поэтому на протяжении всего сочинения Костя писал фамилию классика с ошибкой: «Напоков». Автор упоминался в тексте несколько раз, соответственно грамматических ошибок оказалось много. Художник Леонов, видя в Константине Мирошнике талант и большой творческий потенциал, много сделал для того, чтобы помочь молодому мастеру продолжить обучение живописи во Владимирском институте, но, в силу разных обстоятельств, он оказался бессилен, набор в учебное заведение был завершен и Костя не поступил. Сейчас художник говорит об этих происшествиях, как о судьбоносных, планомерно ведущих его к давней мечте – поступлению в Академию и возможности заниматься живописью профессионально, полностью посвящая себя искусству. По прошествии нескольких дней Костя уже сидел на железнодорожном вокзале в ожидании поезда и сочинял песню «Старый вокзал»: Старый вокзал греет мне душу Расскажет мне про любовь. Стук колес я долго буду слушать Пока не позовет пирон. Там северный путь мой, северный дождь ждет. Ветер начнет отсчет, парус ведя за собой. И когда взойдет твоя луна, и на сны похожи будут облака, Будет ясно это дом не твой Скажешь тихо ветру: Я хочу домой. Художник ехал к бабушке на Украину работать учителем рисования в деревенской школе, и одновременно готовиться к поступлению в Академию Ильи Глазунова. Мирошник с ностальгией вспоминает свою работу в школе. С восторгом отзывается о коллективе. Все учителя были молодыми, энергичными людьми, приехавшими из разных уголков страны, чтобы преподавать в маленькой украинской деревеньке. Константин знал, что в Академию принимают художников с очень высоким уровнем подготовки, поэтому необходимо было найти преподавателя, который смог бы помочь ему приобрести недостающие навыки. В Симферополе Костя и его мама Наталья Петровна долго искали специалиста, который смог бы стать для юноши учителем по живописи. И в Симферопольском художественном музее им дали телефон Алексея Николаевича Горохова – выдающегося копииста. Это был удивительный человек, добрый, веселый, отзывчивый. Алексея Горохова интересовало и увлекало многое. Он был не только замечательным живописцем, но и талантливым изобретателем, и виноделом. Алексей Николаевич познакомил Костю со многими знаменитыми современными мастерами, которые жили или бывали в Симферополе. В Симферопольском художественном музее они начинаю копировать полотна Айвазовского. Копирование необычайно важно для художников. Подобная практика входила изначально в учебные программы всех лучших европейских и отечественных школ живописи, она дает мастеру блестящую профессиональную грамоту. Копирование это не механическое повторение оригинала, а освоение приемов построения формы и законов композиции. Копируя, художник осваивает технические навыки, которые дают впоследствии ощущение полной свободы в воплощении своих творческих замыслов. Суть именно такого подхода к копированию емко и образно выразил А.С. Пушкин в словах, сказанных по поводу Карла Брюллова: «Брюллов, усыпляя нарочно свою творческую силу, с пламенным и благородным подобострастием списывал «Афинскую школу» Рафаэля. А между тем в голове его уже шаталась поколебленная Помпея». Целый год Мирошник совмещал работу в школе с активной подготовкой к поступлению в Академию. В мае, заранее выставив ученикам годовые оценки, Костя берет свою гитару, этюдник и вместе с Алексеем Николаевичем Гороховым они отправляются в Алушту, где продолжают работать целое лето. В Алуште их принял у себя искусствовед Виктор Ефимович Рудаков. Константин с восторгом вспоминает, что дома у него была потрясающая коллекция живописи, оригиналы кисти великих русских художников: небольшой этюд Врубеля, полотно Богаевского, акварельный этюд Шишкина, картина «Бахчисарай» Куприна. Виктор Рудаков от всей души помогал молодому художнику в подготовке к поступлению в Академию, и часто говорил, что если Костя станет учеником Глазунова, то это будет их общей победой. Узнав о том, что в Академии, помимо факультета живописи есть еще факультет реставрации и архитектуры, Рудаков и Горохов, посоветовали Косте дополнительно сделать копию иконы и архитектурный чертеж здания. Осенью Константин поехал в Москву поступать в Академию, его сопровождала мама, которая очень переживала за сына, и понимала, что ему важна будет поддержка близкого человека. На экзамены Мирошник взял с собой два чемодана, полностью заполненных картинами. Поскольку своего постоянного помещения у Академии на тот момент не было, экзамены проходили в недействующем храме, расположенном на улице Маросейке. Церковь была посвящена святым бессеребреникам Косме и Дамиану, или как часто говорят у нас Кузьме-Демьяну. Символично, что будущих студентов принимали в храме, посвященном именно этим святым, поскольку наши предки молились Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. Костя был у входа в старую церковь, раньше всех – в 4 часа утра. Очень скоро за ним выстроилась длинная, почти на километр, очередь из абитуриентов. Костя зашел первым, разложил 600 своих работ, чем невероятно поразил комиссию. Илья Глазунов посмотрел работы Мирошника, задал ему несколько вопросов и, оставшись довольным ответами, допустил до следующего этапа, который должен был состояться через неделю. На это время Константин с матерью отправились в монастырь в Оптину Пустынь, где жили и помогали монахам по хозяйству. Через семь дней проводилась повторная развеска картин абитуриентов, комиссия вновь смотрела работы. Когда экзамены закончились, Константину предложили стать студентом факультета архитектуры, приемная комиссия отметила его архитектурный чертеж. Но молодой художник мечтал учиться в мастерской живописи, поэтому, числясь на архитектурном отделении, постоянно приносил и показывал свои новые работы ректору Илье Глазунову, чтобы добиться перевода. Старания и усердие в работе не прошли для Мирошника даром, уже через полгода он был переведен на факультет живописи. Случилось это после практики в Петербурге, когда комиссия во главе с Ильей Глазуновым признала студенческие работы Кости лучшими. Но уже на ближайшем просмотре Константина чуть было не отчислили из Академии. На просмотре он выставил натюрморт с маской Петра I – «Гимн Петру I». В произведении сказалось желание мастера выразить свой интерес к бурной и противоречивой эпохе петровского времени, умение показать органическую связь между ставшими ныне уже музейными экспонатами атрибутами прошедшей истории. За каждым из них – судьбы людей и страны, сражения, подвиги, переломные моменты истории России времен ее первого императора. Над этой картиной Костя долго и усердно работал, обдумывал каждую деталь, каждый нюанс, но преподаватели не приняли эту работу. Мирошнику поставили две двойки и тройку, которая в итоге явилась для него спасительной, поскольку студенты, получившие по три двойки, в тот же день были отчислены. Этот случай дал Константину понять, что ему еще очень многому необходимо научиться.
|